Как написать свой бизнес-план
«Есть ли у вас бизнес-план?». Этот вопрос регулярно задают потенциальные инвесторы и спонсоры большинству стартапов. Поэтому неудивительно, что составление бизнес-плана — утомительная одноразовая задача для многих стартапов, которую необходимо выполнить при их основании, чтобы привлечь средства. После завершения финансирования большинство бизнес-планов попадают в архив.
Бизнес-план — это своего рода манифест, резюмирующий бизнес-модель и ее реализацию. Точно так же, как бизнес-модель и ее реализация постоянно меняются, бизнес-план также должен обновляться и отражать историю стратегии.
Изложите свое видение проекта на бумаге
Бизнес-план является центральным документом для документирования основополагающей идеи или новой бизнес-модели. Что в этом хорошего: бизнес-план позволяет проявить творческий подход, поскольку нет стандартизированной структуры и формы. Как правило, бизнес-план содержит следующие пункты:
- Идея/бизнес-модель: какие продукты или услуги вы предлагаете?
- Команда и компетенции: кто входит в вашу команду и каковы их роли?
- Анализ рынка и конкуренции: какие рынки актуальны для вас? Какие есть конкуренты и чем вы отличаетесь от них?
- Каналы маркетинга и продаж: какие стратегии и каналы вы используете для максимально успешной продажи своего продукта?
- Предпринимательские возможности и риски: какие возможности и риски существуют для вашего проекта и как вы им противостоите?
- Финансовое планирование: когда и как ваш проект окупится в финансовом отношении и какие средства вам для этого потребуются?
В результате не обязательно должен получиться 100-страничный документ Word, полный ссылок и сносок. Вы разрабатываете форму и уровень детализации, которые подходят вам — особенно вашей команде, акционерам и инвесторам.
Важно, чтобы бизнес-план был структурирован с ориентацией на получателя, чтобы ни один вопрос не остался без ответа, а ваш проект был подробно объяснен. Кроме того, бизнес-план должен быть качественным как визуально, так и с точки зрения содержания, и он должен соответствовать корпоративному дизайну и собственному «языку» компании.
Изложите стратегию в цифрах
Финансовое планирование образует интерфейс между бизнес-планом и повседневными делами. В нем вы представляете, окупается ли, когда и как ваша компания финансово и какие средства вам потребуются для осуществления старта проекта.
Цель финансового планирования состоит в том, чтобы создать дорожную карту на будущее на основе целей, изложенных в бизнес-плане. Таким образом, финансовый план должен охватывать временной горизонт от 2 до 5 лет и включать как минимум следующие компоненты:
- Прибыльность: оборот и прямые затраты на ваши продукты или услуги, другие затраты (персонал, администрация и т. д.), прибыльность, возможно, включая точку безубыточности.
- Денежный поток: поток платежей по депозитам и снятию средств.
- Ликвидность: инвестиции, оборотный капитал (дебиторская задолженность, обязательства), финансирование за счет собственного и заемного капитала.
Затем осуществляется переход к текущему контроллингу через бюджет и текущие прогнозы, которые основаны на краеугольных камнях финансового планирования.
- Финансовое планирование — бизнес-план: краеугольные камни прибыльности, денежного потока, ликвидности на следующие 2-5 лет.
- Бюджет: подробное планирование финансовых результатов на предстоящий финансовый год.
- Прогноз: подробный прогноз финансовых результатов на текущий финансовый год с учетом существующих фактических данных.
Таким образом, если вы последовательно выводите свое оперативное планирование из долгосрочного финансового планирования из бизнес-плана, то автоматически создаете мост между долгосрочной стратегией и повседневным бизнесом.
Обновляйте бизнес-план каждый год, а также в случае серьезных изменений
Как упоминалось выше, бизнес-план — это не разовый проект, а постоянная задача стратегического управления. Поэтому рекомендуется обновлять бизнес-план раз в год в рамках обновления стратегии.
Интегрируйте обновление вашего бизнес-плана в процесс разработки стратегии и распространите обновленный документ среди своей команды.
Кроме того, следует обновлять бизнес-план в следующих случаях независимо от обновления стратегии:
- Разработка новой бизнес-модели
- Прекращение бизнес-модели
- Выход на новые рынки
- Изменение структуры ценообразования
- Изменение структуры продаж
- Изменения в основной команде и в структуре компании
Затем бизнес-план служит основой для составления бюджета и прогнозов.